«Идеальный бизнес-партнер — это еще один сумасшедший»
Люди

«Идеальный бизнес-партнер — это еще один сумасшедший»

Яков Никитин рассказывает, как создал нетипичные для Ростова бизнесы: приборостроительный завод и яхтенную верфь.

В Ростове-на-Дону проходит шестая сессия общественного проекта «Бизнес-школа 2015». Очередным спикером стал Яков Никитин, совладелец приборостроительного завода «Бастион», создатель донской экспериментальной верфи «Скиф». Приводим самые интересные места из его выступления.

— Я готовился к этому выступлению и напряженно думал: кто я такой? Я нашел несколько занятных определений слова «предприниматель». Вот у Даля: предпринимать значит «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершенью чего-либо значительного». Хорошее определение, здесь важен акцент на новое и риски. Еще я просмотрел несколько учебников, некоторые из них написала моя супруга, преподаватель бизнеса и экономики. Там нашел определения слова «предприниматель» у французов: это «руководитель крупных производственных и строительных объектов», но главное, «организатор парадов и музыкальных представлений». Прочитал я это и понял: ну, конечно, это же я! Я — настоящий предприниматель.
«Идеальный бизнес-партнер — это еще один сумасшедший»
Расскажу вам о предпринимательстве на примере предприятия, которое существует уже 28 лет. И о том, как создать успешное высокотехнологичное производство «с нуля» командой единомышленников. Уверен, никто из вас не знает, что в центре Ростова работает крупный приборостроительный завод, хотя это предприятие — лидер рынка в своей отрасли. Фирма «Бастион» производит более 70 тысяч изделий в месяц, у нас есть свое конструкторское бюро, 1400 сертификатов, 71 патент, 7 филиалов и представительств. Мы специализируемся на блоках питания для систем охранно-пожарной сигнализации. И это по-настоящему классное современное предприятие. Но обо всем по порядку.

1991 год. Мне уже 37 лет. Я только что защитил кандидатскую диссертацию по тонким наномерным пленкам. Вокруг — перестройка. По образованию я физик-теоретик и работаю в НИИ физики. Параллельно я прибиваюсь к театру эстрады физфака РГУ, а потом его возглавляю. Вы же помните, что предпринимательство — это организация парадов и концертов? Вот с этого и началось.
Итак, мне 37, в науке перспектив не видно. Кто поумнее, торгует компьютерами или таскает вещи из Турции. Я не такой шустрый, да и не нравилось мне это. Но сама эта идея — что столько возможностей вокруг — нравилась очень. Со мной работал лаборант Арон Моисеевич, который за рюмочкой чая говорил мне: «Яша, послушай, никто никому ничего не должен». Пожалуй, это девиз всей моей жизни. Как я понимаю эти слова: никто тебе, кроме тебя самого, не поможет; крутиться, делать выбор всегда надо самому.

И вот моя супруга покупает книгу 1991 года издания — «Как создать предприятие» Дэвида Дойла. Это книга, перевернувшая мою жизнь. Там рассказывалось все: как создать предприятие, как написать бизнес-план, про товар и производство, про директора и акционера. Написана эта книга ужасно, недавно я пытался ее перечитать — не продраться. Но у нее есть большое достоинство — она тоненькая. Так что тогда я прочитал эту книгу и прямо-таки сошел с ума, сразу решил делать свою фирму. Я человек научный, и в голову мне засела формулировка из книги — «наукоемкая компания с интенсивной технологией».

Я выбрал направление — приборостроение. Не потому что я в нем сумасшедше хорошо разбирался. Вообще не разбирался. А потому что вокруг меня были ученые, которые многое умели. Я физик-теоретик, а нужны были практики. Физики-теоретики и радиофизики не очень любят друг друга, но меня это не смущало. «Будем делать приборы», — так я решил. И выбрал рынок виброизмерительной аппаратуры. Знаете, когда в крутящейся машине ломается подшипник, она начинает греться и, простите, дрынчать и трястись. Надо вовремя обнаружить эту трясучку, а значит, на всех машинах должны стоять такие приборы, но этих приборов во всем Советском Союзе никто не производил. Отлично, значит, контроль вибрации. Я нашел аналог: в Бельгии есть прекрасная фирма, и у нее тысячестраничный каталог продукции. Замечательная продукция, а на последней странице каталога — фотография фирмы: красивое здание, лесок, луга и берег реки. Потрясающе! Мне нужна такая фирма! Так мне все это понравилось, что я побежал делать бизнес-план. Восемь листочков напечатал на машинке. Пора искать инвестора. И вот я уже в кабинете инвестора — сижу и рассказываю о нашем будущем мировом господстве. О том, что хочу сделать прибор, который купят все. «Короче, сколько?» — Ой-ой, думаю, скажу много — не даст, скажу мало — не хватит. «Три тысячи», — говорю. Он открывает тумбочку, достает деньги: «Вот, через два месяца вернешь». А теперь, внимание, вопрос: кто будет делать прибор?
«Идеальный бизнес-партнер — это еще один сумасшедший»
Сунулся к одним коллегам, потом к другим, оказалось, рассказами о мировом господстве никого не впечатлить. «Слушай, ну, какое производство, таскать компьютеры — это 400% прибыли!» Так я всех обошел: коллег, приятелей, знакомых. И куда я пошел дальше? В свою родную самодеятельность. Там никто ничего не боялся. Правда, очевидцы событий любят вспоминать, как я прибегаю на репетицию и кричу: «Ребята, все нам каюк». — «Что случилось?» — «Приходил ко мне парень с первого курса, принес пьесу. Просится в наш театр». — «И что?» — «Ничего, просто в пьесе на сцене участвуют танки, конница и еще авиация». Первокурсника звали Кирилл Серебренников. А я, выходит, был у него учителем театрального дела. Но мы отвлеклись. Еще в нашем театре служил парень по имени Миша, тоже физик, вот к нему я пришел и говорю: «Давай сделаем прибор, у меня есть прекрасный бельгийский каталог». — «Да запросто». — «За пару месяцев сделаешь?» — «Ага». Набрали четырех студентов. Через два месяца в поезде по дороге на выставку в Москву я дрожащими руками клеил буковки на наш аппарат.

В 1993 году все развалилось окончательно. СССР распался, промышленность легла — кому нужны наши измерительные приборы? И что теперь делать? И вот на очередной выставке меня увлекли системы безопасности. В принципе то же самое — датчик и прибор. Просто другие. Мы ринулись на новый рынок. В итоге мы выпускали все типы датчиков безопасности, какие только существуют в мире. Также мы первыми стали привозить в Ростов и устанавливать автосигнализации.

В 1998 году мы взяли большой кредит. Конечно же, валютный. 15 августа получили эти деньги на счет, а 17 августа, сами знаете, что случилось. Говорю это, и до сих пор мне не по себе. Но в итоге кризис нам даже помог. Потому что отпала импортная продукция. Блок питания «Скат» оказался самой массовой и ходовой нашей продукцией. Никогда не думал, что мы будем производить блоки питания. Ведь блок питания может сделать тысяч двадцать человек в одной только Ростовской области, это первые страницы учебника по радиоэлектронике. Но оказалось, важно не что делать, а как делать. Кредит мы вернули довольно легко.

И что? Все всегда было классно? Точно нет. Первую прибыль — такую, чтобы можно было положить себе в карман как прибыль, а не как зарплату — мы получили через 15 лет. Все эти 15 лет нужно было выживать. И мы выживали. Создали торгово-финансовую группу, которая, кстати, два года входила в рейтинг самых влиятельных компаний Ростова-на-Дону. И чем только не занимались. Тепломонтаж, сборка телевизоров, торговля. К слову, я первым привез в Ростов технику Bosch: не удержался, настолько меня впечатлило существование такого прибора, как «яйцеварка на 6 яиц». Когда мы работали в Элисте на строительстве знаменитого Сити-Чесс, мой партнер Михаил сделал судьбоносное наблюдение: «Посмотри, ни одной рекламной растяжки, а Ростов наш в них утопает. Кажется, здесь еще не слышали о рекламе». Так мы создали фирму «Весна Калмыкии», которая занималась рекламной и выставочной деятельностью. Между прочим, весьма успешно.
  
Да, мы же еще чуть не стали рестораторами! На первом этаже нашего здания было кафе, мы там обедали. Почему бы самим не купить кафе? Все же мечтают о своем ресторанчике, чтобы сидеть там с друзьями на выходных. Купили. Через два месяца меня там отравили. Уволил всех сразу, нанял других. Эти отравили меня через месяц. Но это полбеды. Когда я увидел, сколько людей из контролирующих органов хотят там обедать бесплатно и регулярно, сказал: «Нет, спасибо, этот прекрасный бизнес не для меня».

Вот в таких приключениях прошли 15 лет, прежде чем «Бастион» начал приносить прибыль. И это нормально. Знайте, производство — это ужасно тяжело. Но я уверен, что производственный бизнес — самый главный и вечный. Еще один плюс, вытекающий из его трудоемкости, — никому он нафиг не нужен. Успешный торговый бизнес у вас могут и отобрать. А наш бизнес, даже если отберут, через год захотят вернуть с доплатой.
«Идеальный бизнес-партнер — это еще один сумасшедший»
А теперь я попробую сформулировать свои выводы о производственном бизнесе. Он сильно отличается от непроизводственного.
Первое и главное — решить, какой бизнес подходит вам. Важна начальная гипотеза, обоснованная бизнес-идея, а также выбор технологии и товара. В моем случае это было производство приборов для виброизмерений. Почему это важно? Потому что вы должны верить в свою идею сами, понимать, что то, что вы делаете, это классно. Да, надо быть немного сумасшедшим, уметь себя уговаривать и убеждать. Например, на протяжении пятнадцати лет.

Второе — желать достижимого и достигать желаемого. Обязательно оцените свои возможности и доступные ресурсы. Начать легко, но вы обязаны просчитать все риски. Зато, если решились, не останавливайтесь, умейте терпеть и имейте железную башку, упирайтесь до последнего.

Помните, что работа с людьми — это главное. Вы должны подобрать команду, договориться с партнерами, сформулировать и зафиксировать принципы будущего партнерства. И обязательно искать союзников. Они вам будут нужны для финансирования, безопасности, реализации крупных проектов. Так что умейте договариваться. Ростов для этого хороший город, в Ростове готовы договариваться.

Еще несколько важных правил. Не высовывайтесь. В частности, не делайте ставку на госзаказы. Наладьте строжайший экономический учет. Не надо недооценивать этот пункт. Нужно тратить только прибыль, которую можно положить на стол.

Помните, что учиться надо всегда. Мой любимый профессор Дудкевич так говорил о научных разработках: «Все вопросы уже решены до вас, все решения уже известны. Вот мы разрабатываем какой-то вопрос, вывод у нас вроде бы новый, но если вы прочтете работу какого-нибудь ученого, который 25 лет назад писал о совершенно другом предмете, вы найдете фразу, в которой уже содержится ваш вывод». Все то же самое в бизнесе — все мои сегодняшние открытия уже кем-то сделаны. Так что учиться надо всегда, многие люди уже подумали и поработали до нас с вами.

Меняйтесь. Непрерывные изменения — норма. Надо менять все: товары, технологии, рынки, людей. Всегда нужны новые люди, новые люди — это новый способ мышления, а значит, новые идеи.

Надо вовремя уходить и вовремя приходить. Сейчас вы должны пошутить: «Это к 8 или к 9 часам?» Нет, речь не об этом. Это я про себя. Я остаюсь в компании, но часть своих акций я продал, потому что акциями должен владеть тот, кто работает на предприятии с утра до ночи. Кто-то должен очень активно шевелить мозгами в ежедневном режиме. При этом я всегда держу руку на пульсе и участвую в принятии решений.

Всегда помните, что фирма — это люди.
Создать фирму жутко просто. Надо лишь найти и уговорить нужных людей. И здесь два пути: либо вы идете от вашей уникальной идеи и подбираете под нее людей, либо от уникальных людей идете к фирме. Например, у вас есть знакомый, который что-то гениальное делает своими руками. Чем не идея?

Не берите в компанию тех, кто хуже, слабее вас. Помните, что сильный начальник ищет сильного, а слабый — еще более слабого. Но вы скажете, что сильные сотрудники или вырастают, или дорого стоят. Верно. Как правило, готовых и сильных сотрудников для начинающих компаний нет. Что делать? Ставить на обучение, на доверие, давать право на ошибку и давать перспективы роста. Не учите сотрудника бесконечно, быстрее доверьте ему какое-то дело и скажите, что вы его не убьете, если он это дело провалит. Принцип «проще сделать самому» — тупик. Если видите, что человек перерос свою должность, уйдите в сторону и посадите его на свое место, иначе уйдет он.
«Идеальный бизнес-партнер — это еще один сумасшедший»
Не устану повторять, что мы очень недооцениваем партнерство. А вы знаете, что выбрать партнера важнее, чем подобрать мужа или жену? Последствия от ошибки в выборе здесь пострашнее. Наличие партнеров важно даже на уровне психологии. Я как руководитель не могу нравиться всем своим сотрудникам без исключения. В лучшем случае (тешу себя надеждой) я нравлюсь хотя бы трети коллектива. А если руководителя три? Симпатии распределятся между ними, и вы сможете проводить в жизнь свои решения.
Партнер — это человек, который так же горит вашим делом, как и вы, это еще один дружественный вам сумасшедший. Поэтому не бойтесь делиться. Нормально работать с партнером можно только в одном случае: если он уверен в том, что это дело — такое же его, как и ваше. Творчество, идеи, эффективность решений — все то, что не сделаешь хорошо в одиночку.

С партнером не будет очень легко. Будет тяжело. Учитывайте давление внешних обстоятельств, форс-мажоры, неустроенность нашей жизни. Жизнь у нас бедная, так что как можно осуждать человека, у которого пришла прибыль, а дома неприятности, и он хочет эту прибыль вынуть. А усталость друг от друга! Обязательно будет. А еще родственные связи! Имейте в виду, жена одного из партнеров, пришедшая на работу — катастрофа. Или сын партнера, или племянник.

Так что вот мои личные советы успешного партнерства:
Первое — максимальная договоренность «на берегу». Сразу выработайте аналог уставных документов. Все решения должны записываться. Форма неважна. Главное — это формулировки и подтверждение согласия партнеров. Это не от недоверия, просто чтобы не было вот этого: «Я же вот так сказал». — «А я подумал, что ты сказал вот эдак». Приняли решение — сразу напишите. Не пренебрегайте максимальным описанием бизнеса: миссия, цели, задачи. Это больше нужно вам самим, чем вашему персоналу.

Вы должны следовать принятым решениям, договоренностям при любых обстоятельствах. Помните, что неверное решение либо исполняется, либо изменяется. Лучше потерять деньги, чем нарушить договоренности.

Партнерство — это не про деньги. Партнеры необходимы так же, как родственники. Есть родственники, без которых мы жить не можем, постоянно общаемся, живем чуть ли не одной семьей, а есть такие, о которых мы знаем только, что они есть, и это главное. У меня есть сестра, мы с ее семьей общаемся нечасто. Но я знаю, что это те люди, которые, когда мне будет совсем хреново, придут и спасут меня. Я сделаю для них то же самое. Настоящий партнер — из этой же серии, без него как-то страшно жить.

Еще один странноватый совет. Я всегда терпеть не мог интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?». Взрослые люди, а нарядились, сидят и чего-то там разгадывают. «Работать не пробовали?» — вот так я об этом думал. А потом однажды сам попробовал поиграть в игру наподобие и, кажется, понял, в чем там соль. Собираются разные люди, одни стабильно выдают идеи, другие молчат, а потом как буркнут свое озарение. Раз в год он что-то говорит, но тоже нужен команде. Там начинаешь понимать себя и нащупываешь механизм быстрого принятия решений. Для решения сложных задач в ограниченное время обязательно надо играть в такие игры.

А еще надо воплощать свои мечты. Вот что может быть круче, чем делать яхты, правда? И я так подумал. Десять лет назад я основал верфь малого судостроения, научился строить яхты. Но это не такой уж успешный бизнес, а если честно, то и вовсе не бизнес. Но тем не менее в городе Ростове строят яхты европейского уровня. И наши яхты ходят по морям. Я хожу на своей яхте и собираю кучу наград. Это архисложное производство. И архидорогое, дороже производства любого мерседеса в несколько раз.

Это не стало бизнесом по ряду причин. Первое: я не нашел хорошего бизнес-партнера. Второе: я не нашел классного продажника. Это ведь совершенный эксклюзив. Я абсолютно уверен, что это можно продать. Но нет, упустил этот момент. Еще: нет у нас инфраструктуры для их использования. Но это все мелочи. А самое главное — у меня было много денег. Это очень плохо для бизнеса, это дико-дико-дико расслабляет. Тебе «не сильно надо». Пожалуй, я делал это для того, чтобы все восхищались: как круто, яхты! Вы так не делайте, это не мотив для бизнеса.

Выступление Якова Никитина состоялось 6 декабря 2018 года в рамках общественного проекта «Ростовского Клуба 2015» «Бизнес-школа».
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
1euromedia Оперативно о событиях
Вся власть РФ
Маркетплейсы