Что не так с пивом в России? Объясняет ресторатор Вадим Калинич
События

Что не так с пивом в России? Объясняет ресторатор Вадим Калинич

Мифы и правда о пенном.

Вадим Калинич — известный ростовский ресторатор. О пиве он, кажется, знает все. Поговорили с ним о «живоварах», пивной моде и о том, что же все-таки не так с российским пивом. (Спойлер: почти то же самое, что и с автопромом.)
Вадим Калинич.
Вадим Калинич.
МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ.


Об истории русского пивоварения

— Пивные традиции в России, конечно, есть, но не слишком богатые. Если говорить о царской России, элитам это было не очень интересно: застолья сопровождались вином, шампанским или водкой, а не пивом, в отличие от той же Баварии. Монахи на Руси тоже пиво не культивировали.

Во время правлений Петра I и Екатерины II появился «Русский имперский стаут», но это история не про развитие пивоварения, а политический момент: стаут специально доставляли из Англии, с которой наша страна тогда начала выстраивать отношения.

В СССР варилось 2-3 пива низкой плотности, было фирменное бархатное. Мне сложно говорить о его качестве, но восторженные воспоминания о советском пиве, скорее всего, можно объяснить так: «голод — лучшая приправа». Я помню, как отец покупал пиво на розлив — его из шланга наливали в трехлитровый баллон. Не думаю, что это был очень качественный продукт.

При этом даже такое пиво тебе могли недолить, могли водой разбавить. Поэтому важно было поддерживать хорошие отношения с человеком, который торговал пивом. Это была достаточно престижная профессия, на пиве неплохо зарабатывали.
Кадр из фильма «Не может быть!».
Кадр из фильма «Не может быть!».

О современном российском пиве

Что с ним не так? То же, что и с нашими машинами. Мы же можем собрать Mercedes по лицензии? А без нее не можем. Лучшие технологии, знания и умения находятся не в наших руках.

У меня есть товарищ, Иван Шишкин, он директор компании, которая занимается импортом пива. Так вот он говорит, что в Америке никто не преследует цель сварить доступное, дешевое пиво. Наоборот, все стараются сделать что-то крутое. Никто не пытается экономить, там вопрос себестоимости третий или четвертый в списке задач. А на первых местах — качество, маркетинг, позиционирование. На это тратятся большие деньги — и пиво покупают. В России все предпосылки к развитию пивоварения есть, но без общего экономического роста вряд ли случится крафтовая революция, как в Америке 10 лет назад. Плюс ингредиенты — у нас нет хмелевых долин, соложением зерна практически никто не занимается.

Все, что у нас продается как «живое, нефильтрованное», считается в народе полезным. Но скорее всего пивовару не хватило денег на покупку фильтра.

О сырье

Сегодня искал пшеничный крахмал. В Волгодонске должны были завод построить. Но как обычно: деньги потратили, а завод не появился. Я думаю, что с солодом примерно то же самое. Выбирать не приходится. Выгодней купить импортный чуть дороже, чем русский, который даст меньшую плотность, меньшие сахара.

Как и со злаками: для соложения ячменя или пшеницы нужны особые сорта, нужно, чтобы их выращивали специально под солодильни. В России зерно, в основном, выращивают на импорт. И уже где-нибудь в Турции из него делают муку, которую мы потом покупаем.

Пивной мир стоит на трех китах. InBev, Heineken и Carlsberg — три монстра со своими полями, институтами, инженерами-технологами. И они обладают собственными производствами солода и хмеля.
А в России никто заморачиваться не хочет. Это сложно, это должен быть громадный агрокомплекс. Хмель, солод, дрожжевые культуры требуют больших денег, помимо этого пивные компании могут развиваться только при наличии конкуренции.


О силе места

Самые лучшие штаммы дрожжей созданы датской компанией Carlsberg. Дрожжи очень сильно влияют на пиво. Они должны храниться в балаклаве (закрытое помещение, в которое не попадают другие культуры), иначе будут мутировать. То же самое с дрожжами для хлеба и сыра. Почему итальянцы говорят, что пармезан может быть только в Парме? Потому что тамошнюю микробиологию невозможно перенести на нашу землю. Это тоже к вопросу о том, почему мы здесь не можем повторить то, что пробовали там.

Что нам остается? Экспериментировать. И на основе опыта других стран искать свой набор пивных компонентов, который позволит создавать аналоги, потому что полную копию сотворить практически невозможно.


Об ароматике пива

Все любят ароматное пиво, а аромат пиву придает хмель. Это растение высотой до 7-8 метров на шпалерах (решетка, служащая опорой для растений), которое каждый год срезают снизу, потом вручную снимают шишки. В России я пока не встречал хмелевые поля.

В шишках содержатся эфирные масла, некоторые пивовары используют именно их. На выходе получается классное комплексное пиво. Когда впервые такое попробовал, начал узнавать, из чего сварено — такое там было послевкусие: орехи, тхина, какие-то восточные специи!

Большинство же пивоваренных компаний работает на гранулированном хмеле, но даже в гранулах важна свежесть. Чем больше времени прошло от сбора хмеля и производства гранул, тем слабее интенсивность аромата.
Кадр из фильма «Ирония судьбы».
Кадр из фильма «Ирония судьбы».

О воде

Я часто спрашиваю у пивоваров о воде. И иногда слышу в ответ: «Да я тебе любую воду сделаю!» Что значит «сделаю»? Это же плохо отразится на пиве!

Я был в английском городе Бертон на реке Трент, это столица каскового пивоварения (старинная технология без использования дополнительной газации). Состав воды в реке Трент считается идеальным. Из нее убирают только механический мусор, все натуральные компоненты остаются — и получаются прекрасные английские эли.

Некоторые пивовары пытаются подогнать свою воду под формулу воды Трента. Для этого воду надо сначала превратить с помощью глубокой очистки в дистиллят, в чистую H2O, а потом уже что-то добавить, отрегулировать pH. Это не совсем грамотный подход. Великое пиво получается там, где умеют работать с эндемичной (свойственной определенной местности) водой — взаимодействовать с ней, практически не влияя на комплексный состав.

В природе есть два типа очистки воды: торфяной и минеральный. Поэтому все отличное пиво, которое я знаю, производят вблизи озер или гор. В нашем случае — это Ставрополье, Кавказ, Адыгея. Вот откуда нам воду везут — Домбай, Архыз — там и должны варить хорошее пиво. Но, к сожалению, там сейчас идет погоня за низкой себестоимостью…

Мне прислали как-то кегу «Герцогини Бургундии», это кислое пиво. Я не знал ничего об этом виде и велел кухне: «Замаринуйте в нем кролика, с пивом что-то случилось». Но вкус развивается — и спустя время я считаю кислое пиво топовым. 

О составе пива

Есть закон о чистоте пива. В российском законодательстве прописано, что пивом может называться продукт, изготовленный из хмеля, солода, дрожжей и воды. Любая добавка — кориандр, цедра, вишня — и это уже пивной напиток.

Добавлять что-то «не то» могут, конечно. У меня как-то на складе завалялась бутылка «Ходыженского», достаточно долго пролежала. Всеми любимый производитель из Адыгеи. Когда налил в стакан, почему-то стало похоже на гель с хлопьями. Пиво так не пропадает: оно киснет или начинает горчить. Я думаю, при варке использовались какие-то нестандартные компоненты: сахарозы либо патока.


О том, может ли пиво из масс-маркета быть качественным

Конечно! Зашли недавно в магазин. Друг потянулся к бутылке Spaten: «Смотри, немецкое за 99 рублей — надо брать!» А я, несмотря на его уговоры, взял Holsten за 69, сваренный в Ростове. Через 10 минут мой оппонент был разбит. В Ростове варят отличный Holsten! Это крупная корпорация, они соблюдают все стандарты. А то, что приезжает в виде «Шпатена», мне не совсем понятно. Популярное пиво, но, думаю, оно переоценено и в слепой дегустации проиграет ростовскому.

Все мы любим скидки. Многие транснациональные компании участвуют в маркетинговых акциях вместе с крупными сетевыми ритейлерами. Я советую не вестись на миф, что пиво нужно покупать в пластиковой бутылке из крана, это абсолютная российская иллюзия. Все эти истории про «живое пенное дешевле некуда» — это что-то бесконтрольное, и любые заигрывания с ценой — это заигрывание с качеством. 

Хотите сэкономить — высматривайте бутылочное в гипермаркетах по акции. Крупный производитель находится под контролем, да и сам понимает, что его бизнес строится «в долгую». Заигрывание с ценой у крупной компании — это все-таки не минус качеству, а попытка конкурировать. Поэтому если видите красный ценник у пива от крупного бренда — не бойтесь: это желание поделиться долей прибыли, чтобы захватить долю рынка.


О «живом» пиве

Все, что у нас продается под вывеской «пенное, живое, нефильтрованное», как правило, считается в народе полезным. Да нет, скорее всего, денег на покупку фильтра не хватило. Просто «живовар», как таких называют профессионалы, не захотел покупать достаточно дорогую систему. А может, он еще на чем-то сэкономил?
Кадр из фильма «Любовь и голуби».
Кадр из фильма «Любовь и голуби».
Правильное нефильтрованное пиво варится на основе пшеницы и по технологии эля. А все массовые производители варят в основном лагеры. Это другая технология, там короче цикл, экономически она более выгодна, чем технология эля. И то, что у нас называется фермерским пивом, нефильтрованным, варится на оборудовании для производства лагера. Фактически это сильное упрощение технологии, экономия на всем.

В России вайсбир (нефильтрованное пшеничное пиво) не варят. В вайсбире, произведенном верховым, более дорогим и долгим, способом, будет натуральный осадок. А на бутылке Paulaner, например, вы найдете надпись «naturtrub» — натурально замутненное. То есть производитель специально добавляет в пиво порошок из отработанных дрожжей — получается мутное пиво. Зачем это делается? Чтобы потребитель почувствовал себя причастным к чем-то нетривиальному.


О безалкогольном пиве

Все безалкогольное пиво, по крайней мере, которое я встречал, делается из обычного алкогольного, просто с помощью диализа убираются молекулы спирта. То же самое и с безалкогольным вином. Ничего страшного тут нет. Пивные компании, к слову, часто поддерживают триатлон. За счет коэнзимов и белка пиво (в умеренных дозах) отлично восстанавливает силы после тренировок.


О том, как отличить хорошее от плохого

Пробовать и сравнивать. На моем, как я считаю, пока небольшом пивном веку была такая история. Мне прислали кегу Duchesse De Bourgogne, «Герцогини Бургундии», это кислое пиво. Я не знал ничего об этом виде пива и велел кухне: «Замаринуйте в нем кролика, с пивом что-то случилось». То есть совсем не оценил вкус пива, полученного путем контролируемого скисания. Я не привык к такому, вообще не считал это пивом, потому что любил плотные, насыщенные сорта.

Но вкус развивается — и спустя время я считаю кислое пиво топовым. А в первый раз оно меня дико разочаровало, и мне ничего не стоило отправить классное пиво на маринад.

Раньше все пили охмеленное пиво, ароматное, сейчас ищут кислое. И здесь, как в современном искусстве, очень сложно подобрать некие общие критерии «хорошего» пива.


О пивной моде

Модный тренд — сбраживать два сусла, пивное и винное. Появилась целая культура, когда в структуру пива добавляют простой или ферментированный виноградный сок. С этим сейчас активно экспериментирует, например, крымская пивоварня «Якорь». Да и другие пивовары увлеклись. А виноделы делают петнаты — органическое вино на диких дрожжах, по вкусу напоминают гозе и ламбик (виды пива). Винная и пивная культуры смешиваются — и в маркетинге, и в подаче, и в технологиях.


О русском крафте

В России крафт развился настолько хорошо, насколько это было возможно. Но экономика не позволяет ему благоухать. Нет спроса. Люди пьют пиво. Но пока они пьют пиво из гипермаркета, пивная культура не развивается. Пробовать нужно в компании друзей, в ресторане, где твоим вкусом управляет эксперт. А пока ты пьешь дома, твоим вкусом управляет красный ценник.


МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ.
Логотип Журнала Нация

Похожие

Новое

Популярное
1euromedia Оперативно о событиях
Вся власть РФ
Маркетплейсы